Первая информация о запуске бота TalkBank (@Talkbankbot) появилась в мае этого года. Тогда бот функционировал в демонстрационном режиме. Партнерство создателей бота с Транскапиталбанком было анонсировано летом этого года. А с октября — после того как были выпущены первые банковские карты — сервис наконец заработал.

Транскапиталбанк — не первый банк, который начал обслуживать своих клиентов в мессенджере. Боты в Telegram есть, например, у Альфа-банка, Тинькофф Банка, Райффайзенбанка. Однако они концентрируются в основном на информационном обслуживании клиентов банков: могут показать ближайший банкомат, курс валют или дать информацию о предложениях для клиентов. У Тинькофф Банка также есть похожее на Telegram приложение MoneyTalk, в котором есть функция перевода денег собеседнику.

Основное отличие TalkBank от аналогов, по словам его создателя Михаила Попова, — в более широком функционале. В частности, через бота в Telegram сейчас можно заказать и активировать карту «Выгода», которую эмитирует Транскапиталбанк, а также следить за своими расходами по ней. Сейчас активных карт чуть более тысячи. Фактически заказ карты сводится к переадресации на сайт сервиса для заполнения заявки, в которой указывается имя, фамилия и контактная информация. Из указанных аналогов услуга заказа карты есть также у Альфа-банка.

Активация карты «Выгода» после ее получения также происходит удаленно через сайт сервиса — личная идентификация (встреча с сотрудником банка), как при оформлении обычной банковской карты, не требуется. При этом в отличие от банковских карт с полноценной идентификацией у карты «Выгода» существуют ограничения. Например, на карте нельзя держать более 60 тыс. руб., а оборот в месяц не должен превышать 200 тыс. руб.

В ближайшее время, говорит Попов, перечень финансовых услуг будет расширен. В частности, появится возможность совершать переводы с карты на карту любого банка. В зависимости от тарифной политики банков, между картами которых осуществляется перевод, не исключены комиссии. Также предполагается, что бот будет показывать расходы по картам других банков, которые есть у пользователя.

Дальнейшее расширение финансового сервиса намечено ближе к февралю будущего года. Бот, например, сможет помочь накопить средства на какую-либо цель. «Он будет следить за вашими расходами и подсказывать, сколько можно тратить в день, чтобы накопить, например, на путешествие», — объясняет Попов. Также бот сможет выполнять простые задачи вроде оформления страховки, пользователю при этом не придется устанавливать отдельные приложения, рассказывает автор проекта.

Как пользоваться

Для начала бот нужно запустить, а затем отправить свои контакты. После этого бот предложит заказать карту «Выгода». Обычно заявка обрабатывается несколько часов, и на следующий день или раньше неименную карту доставляет курьер. Выпуск карты бесплатен, платы за обслуживание также нет.

Активация карты также идет через бот: он запрашивает последние цифры штрих-кода карты и отправляет пользователя на сайт сервиса, где необходимо ввести имя, фамилию, кодовое слово, а также данные и фото паспорта и СНИЛС. Через два часа картой можно будет пользоваться. Во время тест-драйва РБК активация заняла 20 минут, однако активировать карту корреспондент РБК смог только с третьей попытки. Попов объясняет сбой в работе обновлением, которое в тот момент устанавливал Транскапиталбанк.

После активации карту необходимо пополнить. Завести деньги на счет можно через банкоматы и терминалы или банковским переводом. Это также можно сделать с помощью бота, который даст ссылку на сайт TalkBank. Там потребуется ввести данные карты, с которой выполняется перевод. Также для подтверждения перевода нужно ввести код из СМС, которую присылает банк-отправитель. Комиссий за перевод с карты другого банка нет. После зачисления средств бот присылает уведомление о пополнении баланса карты.

За оплату покупок картой банк предлагает кешбэк в размере 5%. Он начисляется при любых покупках, но воспользоваться этими деньгами можно будет только через полгода и потратить их только на определенные покупки, которые связаны с поставленными пользователем целями, говорит Попов. Например, если целью пользователя было накопить на отпуск, то кешбэком можно будет расплатиться за авиабилеты, поясняет он.

Стоит ли пользоваться

Перспективы развития сервиса будет определять прежде всего безопасность. Таким сервисам, которые скорее являются надстройкой обычного банка, пользователи доверяют мало, говорит директор по маркетингу ФГ «БКС» Руслан Смирнов. «Все-таки надежность банков — это очень важно. TalkBank, скорее всего, столкнется с теми же проблемами, что и Рокетбанк, — узкая аудитория и отсутствие доверия», — заявляет он. В начале этого года в банке «Интеркоммерц» — партнере похожего проекта Рокетбанка — возникли проблемы с ликвидностью, впоследствии лицензия была отозвана, из-за чего деньги на счетах клиентов Рокетбанка оказались заблокированными.

Имеет значение и вопрос удобства подобных приложений для пользователя. Сама идея управлять финансами через мессенджер не нова, говорит директор по корпоративным сервисам NUMA Moscow Тимофей Головин. «Какую-то аудиторию техногиков сервис собрать может и должен, но вряд ли это станет массовым явлением», — убежден Головин. Кроме того, Telegram удобен далеко не для всех пользователей, отмечает он.