1.5 триллиона на войну

Военные расходы растут

Если разделить сумму военных расходов, понесенных правительствами стран, на все население Земли, то получится, что в пересчете на каждого человека в год приходится $228. Сумма этих расходов достигла отметки 2,3% от мирового ВВП.

Абсолютным мировым лидером по затратам на военные цели является США: несмотря на то что в 2015 году соответствующие расходы страны снизились более чем на 2%, на долю США пришлось более трети (36%) от всех глобальных военных расходов — $596 млрд.

Россия в этом рейтинге — на четвертом месте (помимо США впереди Китай и Саудовская Аравия) с военными расходами на уровне $66,421 млрд. Восточная Европа наряду с Ближним Востоком, Азией и Океанией стали основными регионами, обеспечившими глобальный рост милитаристских затрат, в то время как расходы стран Северной Америки, Западной Европы, Африки и Латинской Америки снижались.

Что такое SIPRI и как он считает

Стокгольмский институт исследования проблем мира финансируется правительством Швеции и другими исследовательскими грантами. С 1969 года он публикует «Ежегодник SIPRI» (на русском языке издание выпускается совместно с Институтом мировой экономики и международных отношений РАН). В ежегоднике приводится обзор глобального рынка вооружений, процесса разоружения и ситуации с международной безопасностью. Оценки SIPRI основаны на данных из открытых источников.

SIPRI ведет базы данных о поставках оружия по всему миру. Сведения о продаже вооружений включаются в базы только в случае, если факт поставки является достоверным.

Стокгольмский институт также составляет топ-100 мировых производителей вооружений. Для расчета места производителя в рейтинге используются условные единицы — индикаторный показатель, выраженный в долларах США в ценах 1990 года. Таким образом, по мнению составителей баз, можно добиться сравнимых показателей для продолжительного периода времени — в базах SIPRI содержатся сведения о продажах оружия в мире с 1950 года.

Американцы доминируют

В отличие от растущих военных расходов — показателя, который формируется как совокупность военных бюджетов всех стран мира, продажи оружия топ-100 компаний-производителей (как внутренние, так и на экспорт) в 2015 году снизились на 0,6%. Под «продажей оружия» исследователи из Швеции понимают не только поставки новых вооружений компаниями, но и обслуживание военной техники, поставки запчастей и комплектующих и т.д.

Как и в случае с военными расходами, на рынке продаж оружия доминируют американские компании: в 2015 году они обеспечили 57% от общего объема реализации продукции и услуг участниками топ-100 (это, впрочем, на 2,9% меньше, чем годом ранее). В топ-10 крупнейших продавцов оружия в 2015 году входят семь американских компаний. Как отмечают авторы исследования, объем продаж американских производителей падает пятый год подряд. Глобальным лидером является крупнейшая в мире компания ВПК Lockheed Martin. Этот производитель, более 90% продаж которого приходится на военный заказ Пентагона, выпускает широкую номенклатуру военной техники, включая баллистические ракеты, новейшие военные самолеты, крейсеры, радиолокационные системы и т.д.

«Lockheed Martin остается крупнейшим производителем оружия в мире», — говорит Од Флеран, директор программы вооружений и военных расходов SIPRI. Снижение объемов продаж американских производителей эксперт связывает с ограничениями на экспорт, задержками доставки техники и укреплением доллара.

В топ-10 продавцов оружия кроме американских предприятий также вошли британская BAE Systems, итальянская Finmeccanica и европейская корпорация (штаб-квартира во Франции) Airbus.

Российский заказ

11 российских компаний, входящих в сотню крупнейших производителей вооружения, в 2015 году продали вооружений на 6,2% больше, чем в 2014 году, подсчитал SIPRI. Но вклад российских производителей в совокупный объем продаж топ-100 сравнительно невелик — 8,1%. Объем продаж увеличили десять из 11 российских производителей, отмечает SIPRI.

В сентябре американское издание DefenseNews опубликовало рейтинг военно-промышленных компаний, получивших наибольший доход от продажи продукции военного назначения за 2015 год. В список вошли семь российских оборонных компаний: концерн «Алмаз-Антей», Объединенная авиастроительная корпорация, «Вертолеты России», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», концерн «Радиоэлектронные технологии», Уралвагонзавод, РТИ. По оценкам DefenseNews, в 2015 году они в совокупности заработали $20,5 млрд.

Исходя из подсчетов SIPRI, большая часть произведенного в России оружия была предназначена для Российской армии. Только в ходе международного военно-технического форума «Армия-2016» в сентябре этого года Минобороны заключило 17 долгосрочных контрактов с шестью предприятиями на 130 млрд руб. (более $2 млрд). Министерство заказало новейшие разработки российского ВПК — танки «Армата», самоходные артиллерийские установки «Мста-С», подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» и др. Комментируя подписанные контракты, заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что задача гособоронзаказа — увеличить количество новой техники в Российской армии до 70%.

Кроме того, Россия, по подсчетам SIPRI, — вторая страна в мире по объемам экспорта вооружений (после США), обеспечивающая 25% глобального экспорта. Главными покупателями российского оружия последние пять лет являются пять стран: Египет, Индия, Ирак, Алжир и Вьетнам. Две страны из числа основных партнеров России — Египет и Индия — входят в топ-5 главных мировых покупателей оружия. Остальные три — Саудовская Аравия, Австралия и ОАЭ — являются клиентами американских компаний.